Знаете, судари мои и сударыни, жизнь - престраннейшая штука, преинтереснейшая. Понимаю - это не новость. Но тем и интереснее жизнь, что прожив не один десяток лет, испытав немало, ты еще в состоянии удивляться, открывать для себя новое, не всегда, кстати, приятное и легкое к пониманию. И в этом - тоже соль, судари мои, в этом свой смысл.
Порой тропа к открытию извилиста и чуть видна, порой, как это случилось со мной буквально на днях, ясна, как Божий день. Собственно, вот, что произошло. В пятницу вечером, когда я уже отужинал, да собирался поуютнее устроиться в кресле с книгою да со стопкою вкуснейшей анисовки, позвонил мне приятель старинный и пригласил на закрытый показ некоего документального фильма. Ничего, никаких подробностей он не сказал, только обмолвился о том, что картина о русской белоэмиграции, о войне.
Я решил сходить, судари мои. Слова "закрытый показ" разжигают воображение, да и тема мне близка и интересна. Признаюсь, того впечатления от фильма, с которым я живу вот уже несколько дней, я не ожидал и близко. Скачал себе приличное количество литературы на эту тему, все, что сумел найти. Побывал на сайте Русского Корпуса, признаюсь, интересный и познавательный сайт, много для себя оттуда почерпнул.
Впрочем, судари мои, давайте все же о показе.
В библиотеке имени Ломоносова, что на Васильевском, в полном смысле выражения яблоку негде было упасть: именно там прошел закрытый показ фильма "Русский корпус. Свидетельства". Сильно пожалел, что не был накануне, в пятницу, когда показывали первые три серии. Но и увиденного – хватило.
Хватило, чтобы понять: врут историки, не так всё было. Вернее, так, но не совсем – нельзя смотреть на историю только с одной стороны. Фильм рассказывает о неизвестных нам русских. Об истории Русской эмиграции на Балканах с двадцатых до сороковых годов минувшего века. О людях, всем смыслом жизни которых была борьба с большевизмом.
Прямо хочется поставить эпиграфом к фильму бессмертные строки Марины Ивановны Цветаевой:
- Где лебеди? – А лебеди ушли.
- А вОроны? – А вОроны остались.
- Куда ушли? – Куда и журавли.
- Зачем ушли? – Чтоб крылья не достались.
- А папа где? – Спи, спи, за нами Сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
- Куда возьмёт? – На лебединый Дон.
Там у меня – ты знаешь? – белый лебедь…
Да, пришлось им сражаться с большевиками и во время Второй мировой войны. Но каждый, кто даст себе труд посмотреть фильм, поймёт – у этих людей попросту не было выбора. Доблестные югославские красные партизаны начали убивать русских белоэмигрантов задолго до 22 июня 1941 года. Немудрено – Гитлер и Сталин тогда были еще «братья навек». Жизнью за эту партизанщину заплатило больше трехсот русских людей. Что было делать нашим, как не объединиться в отряды самообороны? Ну а потом – против кого им оставалось направить свое оружие?
Теперь потомки героев Белого движения живут, конечно, уже не на Балканах. Кто где – в Венесуэле, в Аргентине. Туда и отправился автор и режиссер фильма, Михаил Львович Ордовский-Танаевский (вслушайтесь только в одну фамилию! Сейчас в новой России, как говорится, «таких не носят»). И среди потомков воинов Русского корпуса нашел своих родственников. В сущности, фильм – это не только история корпусников, но и развернутая история одной семьи. Но в этой семье, как в капле воды, отразилась вся нелегкая судьба белой эмиграции.
Один из героев фильма, русский эмигрант Юрий Шеффер, рассказывает анекдот о том, как один старичок говорит другому: «Есть три признака наступления старости. Первый – когда ты теряешь память. А два остальных я уже не помню…». Эти люди имеют право так шутить. Они – память не потеряли. И благодаря им у нас есть шанс сохранить её тоже.
Хотят ли русские войны?
afanikit
| среда, 26 февраля 2014
Ad